Каменева Кристина Викторовна

Развитие элементарных математических представлений. Комплексные занятия.

 Конспект комплексного занятия в младшей группе

«Весёлые Колобки»


(формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира), «социально-коммуникативное Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» развитие», «физическое развитие»,  «художественно-эстетическое развитие» (лепка)

Цели:  

- Учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче.

- Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много, ни одного.

Материалы и оборудование: две тканевые дорожки одинакового цвета, но разной длинны; две корзины с большими и маленькими мячами по количеству детей; картон с нарисованным домиком на каждого ребенка;  пластилин.

Ход занятия:

На полу расстелены две дорожки.

В.: - Ребята, сегодня мы с вами будем веселыми спортсменами. Посмотрите, перед нами две дорожки, которые ведут нас к финишу. Как вы думаете, по какой дорожке мы с вами быстрее дойдем до финиша?  Давайте мы с вами померим наши дорожки. Сначала мы с вами попробуем две дорожки приложить друг к другу. Что можно сказать о длине дорожек?  А теперь давайте дорожки наложим одну на другую. Что можно сказать о длине дорожек? Как вы думаете, по какой дорожке нам стоит пойти, чтобы быстрее дойти до финиша?

Дети проходят по короткой дорожке. Дальше на пути у них две корзины с мячами.

В.: - Ребята, посмотрите перед нами две корзины. А что в них лежит? Правильно мячи. А что можно сказать о величине мячей? Сколько больших мячей? Возьмите по одному мячу. Сколько каждый из вас взял мячей? Сколько теперь больших мячей в корзине? А теперь, ребята, чтобы дойти до финиша, мы с вами должны прокатить большой мяч по длинной дорожке.

Дети катят мяч по длинной дорожке.

В.: - Как сделать так, чтобы в корзине опять было много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

В.: - Ребята, сколько теперь в корзине мячей? А теперь возьмите по маленькому мячу. Сколько каждый из вас взял мячей? Сколько осталось в корзине? Теперь, ребята нам надо прокатить маленький мяч по короткой дорожке.

Дети катят мяч по короткой дорожке.

В.: - Ребята теперь маленькие мячи кладите в корзину с большими мячами. Сколько было в корзине больших мячей? А сколько теперь стало мячей больших и маленьких вместе?

В.: - А теперь, ребята отгадайте загадку:

Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
(Колобок)

 В.: - Как слепить из пластилина колобка? 

Дети лепят колобка.

В.: - Ребята, теперь раскатайте две колбаски, разной длинны. Приложите друг к другу колбаски. Что можно сказать о них? (Одна короче, другая длиннее).  Прилепите обе колбаски на картон.

Воспитатель показывает, как это сделать.

В.: - Ребята, посмотрите, у нас получились две дорожки к домику. По какой дорожке покатится колобок, чтобы быстрее добраться до дома? (По короткой). Давайте поставим колобка на короткую дорожку.

 

Конспект комплексного занятия в средней группе «В стране «Играй-ка»

 

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира), «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие» (аппликация), «физическое развитие»

Цели:  

- Закреплять  умение  считать до 5

- Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать предметы по величине.

- Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

- Продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур

- Закреплять знания в названии цветов,  геометрических фигур.

Материалы и оборудование: пять мячей разных размеров, четыре пирамидки, три куклы, раздаточный материал картон и фигуры из цветной бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в чудесный мир игрушек! Какие игрушки вы знаете? Какие игрушки можно брать на улицу и в какое время года?

В.: - Послушайте стихотворение

Светлана Рагулина

СТРАНА "ИГРАЙКА"

Плакал громко серый зайка:
«Я хочу в страну «Играйку».
Там играют все ребята
И пушистые зверята.

И сказала мама зайке:
«Знаю много про «Играйку».
Та волшебная страна
Детям маленьким нужна.

Есть «Играйка» на поляне
И у кенгуру в кармане,
Есть и в комнате твоей,
Во дворе с ней веселей.

 «Мама, мама, понял я.
Где „Играйка", там друзья,
Соберёмся поскорей —
И в „Играйку". Кто быстрей!

Эй, „Играйка"! Вот удача!
Скачет солнце, словно мячик.
Яркий, жёлтый, озорной,
Мы хотим играть с тобой!»

В: - Ребята, давайте отправимся с вами в страну «Играй-ка» и поиграем там немного.

Дети встают на ковре вкруг. На ковре лежат пять мячей разных размеров, четыре пирамидки и,  на стульчиках сидят три куклы. Воспитатель предлагает детям выполнить упражнения.

Физкультминутка:

- Ты подпрыгни столько раз

  Сколько мячиков у нас

  Сколько пирамидок стройных

  Столько выполним наклонов.

  Сколько кукол будет в круге

  Столько раз  поднимем руки.

В:- Молодцы ребята! А вы обратили внимание на наши мячики? Сколько мячиков у нас? А какую геометрическую фигуру они нам напоминают? Давайте поможем нашей кукле Маше положить мячики на полку, но положить надо правильно. Сначала мы положим самый большой мячик. Потом поменьше, потом еще меньше и самый последний будет самый маленький.  Ну вот мы и справились! Молодцы.

Дидактическое упражнение: «Пирамидка». На столе у каждого ребенка лежит картон и пять геометрических фигур из цветной бумаги (5 овалов)

В: - А теперь, ребята, для нашей куклы Даши мы с вами построим пирамидки. Посмотрите на столе у вас лежат детали разных цветов (желтый, зеленый, синий, красный, фиолетовый). Какой формы наши детали? (овал и треугольник) Самая большая фигура какого цвета? Она будет у нас внизу или наверху?

В: - Ребята, вам в помощь я прочту стихотворение Эдит Сницарук «Пирамидка». Слушайте внимательно.

ПИРАМИДКА

Я собираю пирамидку,
Как нелегко её собрать!
Колечек много разноцветных -
Один, два, три, четыре, пять.

Надену первое - большое.
Так трудно стержень мне поймать!
Теперь ещё одно, но меньше,
Осталось - три, четыре, пять.

Потом пришёл мой брат Кирюша,
Спросил: "Тебе помочь собрать?"
Колечки вместе мы надели,
Теперь их стало ровно пять.

После стихотворения дети выкладывают на картоне пирамидку, затем приклеивают детали на свои места.

В: - Ну что у нас получилась хорошая пирамидка!

В: - Теперь ребята, давайте нашей третьей кукле Наташе покажем как мы умеем делать разминку.

Физкультминутка:

- Мой веселый звонкий мяч,

 Ты куда пустился вскачь? (Дети прыгают)

 Вверх взлетел и покатился. (Высоко подпрыгивают и убегают.)

У ворот остановился. (Останавливаются)

В: - Молодцы! Ну вот наше путешествие в страну «Играй-ка» заканчивается. Мы возвращаемся в нашу группу.

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Письмо Незнайки»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира), «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие» (Лепка), «физическое развитие»

Цели:  

- Повторение уже знакомых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)

- Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником;

- Развивать умение находить среди различных предметов предметы овальной формы;

- Продолжать учить детей порядковому счету в пределах 10 туда и обратно;

- Развивать память, внимание, мышление, речь.

 

Материалы и оборудование:  раздаточный материал на каждого ребенка: фигуры одного размера (круг, овал, прямоугольник); геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; мешочек с геометрическими формами;  картинки с изображениями похожими на круг, овал, прямоугольник; корзинка с предметами различной формы (огурец, яйцо, карандаш, кубик, тарелка, книжка, шишка, лимон, помидор); простые карандаши; рабочие тетради; пластилин и цветные салфетки.

 

Ход занятия:

Один ребенок надевает колпак и жилет Незнайки.

В: - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Незнайка пришел к вам за помощью. Он совсем не знаком с такими геометрическими фигурами как овал, круг и прямоугольник. В школе он не смог среди фигур отыскать овал и сказать чем отличается от круга и прямоугольника. Давайте вместе с Незнайкой разберемся в этом вопросе!

В: - Ребята, какие геометрические фигуры мы с вами уже знаем? (Демонстрация фигур на доске.). Хорошо. А теперь давайте поможем нашему Незнайке разобраться с картинками. Я вам буду показывать картинки, а вы говорите какую фигуру напоминает эта картинка.

Дидактическое упражнение « Посмотри и сравни»

Воспитатель показывает картинку с изображением предметов похожих на круг, овал и прямоугольник.

В: - Ребята,  мы помогли Незнайке разобраться с картинками. Что еще похоже на овал? Найдите в нашей корзинке предметы овальной формы. А теперь давайте расскажем Незнайке как же отличить овал от круга  прямоугольника.

Работа с геометрическим материалом

У каждого ребенка на столе набор геометрических фигур.

- Ребята, возьмите красный овал, проведите пальчиком по краям. Есть ли у овала углы? Стороны? На какую фигуру похож овал? Наложите на красный овал зеленый круг.

- Что вы заметили? Чем они отличаются друг от друга? (Нет углов и сторон, овал вытянутый, а круг нет.)

- Напомните Незнайке какие предметы похожи на овал?

- Теперь, ребята, возьмите в руки желтый прямоугольник. Проведите пальчиком по краям. Есть ли у него углы? Сколько углов? Есть ли стороны? Сколько сторон?

- На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? (На квадрат.)

- Наложите на желтый прямоугольник красный овал.

- Чем отличаются эти фигуры?

- Теперь Незнайка точно знает, как отличить овал от круга и прямоугольника. Давайте поиграем вместе с Незнайкой в игру «Волшебный мешочек»

 

Игра « Волшебный мешочек»

- Ребята, у меня есть волшебный мешочек, там лежат геометрические фигурки: овалы и прямоугольники.

Дети закрывают глаза, и каждый на ощупь достает по команде из мешочка или прямоугольник, или овал.

- Встаньте, пожалуйста, те , у кого зеленые овалы, теперь те, у кого красные. Каких получилось больше? Каких меньше?

- Встаньте те, у кого желтые прямоугольники, а теперь те, у кого синие. Каких получилось больше? Каких меньше?

- Молодцы! Хорошо поработали. Теперь давайте разомнемся. 

 

 

 

Физкультминутка «Найди свое место»

У каждого ребенка карточка с цифрой. Дети свободно бегают по группе. На сигнал «Стройся!» дети выстраиваются в колонну, ориентируясь на цифру соседа.

В: - Ну Незнайка, а теперь давай-ка ты вместе с ребятами выполни такое задание. На листочках нужно дорисовать геометрические фигуры: овал, круг и прямоугольник.

После того как все дети закончат дорисовывать фигуры дидактическое упражнение «Найди спрятанную фигуру».

В: - А на этих картинках ребята, нужно найти спрятавшиеся фигуры. (овалы и прямоугольники). Сколько овалов спряталось на картинке? А сколько прямоугольников? Сколько больших овалов? Сколько маленьких?

В: - Теперь ребята, давайте для Незнайки слепим из пластилина конфеты. И теперь Незнайка никогда не забудет, что такое овал!

Дети из пластилина катают шарик, потом сплющивают его. Воспитатель обращает внимание на то, какая фигура получилась. Потом дети заворачивают овал в  цветную салфетку и складывают в тарелку.

 

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

«Письмо от Василисы»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, развитие воображения), «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»

Цели:

- Продолжать учить решать арифметическую задачку;

- Решать примеры в пределах второго десятка;

- Учить измерять линейкой;

- Формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

- закреплять умение рисовать узоры в тетради в клетку;

- развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование:  Значки, кубок Василисы, рабочие тетрадки, простые карандаши,

Ход занятия:

В: - Ребята, сегодня нам прислала письмо Василиса Примудрая. Она просит спасти ее терем от неправильных задачек.  Чтобы нам помочь Василисе Премудрой нужно потрудиться и выполнить все задания.  Задание первое. Слушайте внимательно…

В двух автобусах сидят

Семнадцать маленьких утят.

Они учиться все хотят

И в школу дружно все спешат.

- Посмотрите на картинку и скажите, сколько утят в первом автобусе? (десять)

- Напишите число 10 в тетрадке в первом прямоугольнике

- Сколько утят во втором автобусе? (Семь)

- Напишите цифру 7 в третьем прямоугольнике

- А сколько всего было утят в двух автобусах? (семнадцать)

- Как получилось число 17?

- Напишите число 17 в последнем прямоугольнике.

В.: - Задание второе – загадка:

К Василисе на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок,

Прилетели на урок?

В.: - А теперь задание третье. Для этого задания Василиса прислала нам две пары картинок. Нам нужно найти отличия. Давайте поделимся на две команды.

Дети делятся на две команды. Воспитатель каждой команде дает по паре картинок и предлагает найти отличия за три минуты. После того как истечет время  команды по очереди называет отличия. За каждое правильно найденное отличие воспитатель дает команде значок. Побеждает команда набравшая большее количество значков. Победители получают кубок Василисы

В.: - Молодцы, ребята! Теперь давайте сделаем разминку.

Мы писали, мы считали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем;

Сядем и считать начнем.

   Мы писали, мы считали.

А теперь мы отдохнем –

Сядем и считать начнем.

В.: - Задание четвертое.

У каждого ребенка лежит тетрадка в клетку и карандаш. В тетрадке нарисован прямоугольник.

В.: - Сейчас я буду читать вам задания от Василисы. А вы внимательно слушайте и выполняйте.

- Нарисуйте в прямоугольнике:

В правом верхнем углу – квадрат

В левом нижнем углу – круг

В правом нижнем углу – треугольник

В левом верхнем – прямоугольник

В середине – овал

- Где вы нарисовали круг?

- Где вы нарисовали квадрат?

 

На доске воспитатель показывает картинку, на которой изображены дома. Один высокий, второй с тремя подъездами и третий трехэтажный.

В.: - А теперь, ребята, задание такое. Один рассеянный мальчик забыл, где живет. Он точно помнит, что живет не в самом высоком доме и не в доме, в котором три подъезда, то в каком доме он живет?

 

В.: - И последнее задание от Василисы

Упражнение «Дорисуй узоры». В тетрадке нарисованы узоры на половину. Вторую половину нужно дорисовать, ориентируясь по клеткам.

В.: - Что надо сделать в этом задании?

Дети дорисовывают узоры.

В.: - Вы, ребята молодцы! Потрудились на славу. Все задания от Василисы выполнили на отлично! Теперь ее терем спасен. 

8 октября 2018 в 20:48

Прикреплённые файлы:

Документ: Развитие элементарных математических представлений. Комплексные занятия.

Описание файла:

Файл называется: konspekty-zanjatii-po-matematike-1_o48ft.docx

Это официальный файл организации «Каменева Кристина Викторовна», в нём содержится Развитие элементарных математических представлений. Комплексные занятия..

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.